Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), биологического воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Санитарно-защитная зоны устанавливается в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов, а именно:
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Установление санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов производится последовательно:
- Расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
- Установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Этапы разработки и утверждения санитарно-защитной зоны:
- Анализ градостроительной ситуации, определение размера и границ СЗЗ, проведение инвентаризации источников химического и физического воздействия, определение уровня воздействия на окружающую среду (5-14 календарных дней);
- Разработка проекта обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (14-60 календарных дней в зависимости от количества источников выбросов и полноты предоставленных данных);
- Для предприятий I и II класса опасности оценка риска для здоровья населения, проводится аккредитованной в установленном порядке организацией (до 60 календарных дней);
- Экспертиза проекта расчетной СЗЗ аккредитованным в установленном порядке органом инспекции, получение экспертного заключения (до 30 календарных дней);
- Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта расчетной СЗЗ органом Роспотребнадзора, получение санитарно-эпидемиологического заключения (35 рабочих дней согласно административного регламента);
- Лабораторный мониторинг химического и физического воздействия, проводимый на границе предлагаемой к установлению санитарно-защитной зоны. Мониторинг проводится согласно составленной программе.
- Установление окончательного размера СЗЗ - получение решения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (для предприятий I и II классов опасностей) или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации (для предприятий III, IV, V классов опасностей) на установленную (окончательную) санитарно-защитную зону на уровне субъекта РФ или Федеральном уровне.
Ответственность за отсутствие проекта СЗЗ предусмотрена статьями 6.3 и 8.1 КоАП РФ.
Статья 6.3:
-штраф для должностных лиц от 500 до 1 000 руб.
-штраф для юридических лиц от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.1:
-штраф для должностных лиц от 2 000 до 5 000 руб.
-штраф для юридических лиц от 20 000 до 100 000 руб.